Главная » ЭКОНОМИКА » Депутаты предложили страховать россиян от безработицы, но это сомнительное решение

Депутаты предложили страховать россиян от безработицы, но это сомнительное решение

Депутаты предложили страховать россиян от безработицы, но это сомнительное решение

Фото: Алексей Меринов

Речь идет о возрождении механизма, существовавшего в 1991-2001 годах, когда работодатель переводил в специальный внебюджетный Фонд занятости населения от 1% до 2% (в разные периоды) от фонда оплаты труда работников. Благодаря этим средствам, безработный в первые три месяца после увольнения получал пособие в размере 75% от среднего заработка, далее 60% и 40% соответственно. Но в начале XXI века Фонд ликвидировали, поскольку его бюджет (21,6 млрд тогдашних рублей в 2000 году) не справлялся с выплатами. Отчисления на выплаты по безработице были включены в единый социальный налог, а пособия стали финансировать напрямую из федерального бюджета.

«Во всем мире это работает, и это эффективный способ, который помогает преодолевать кризис», — говорит первый зампред думского комитета по труду и соцполитике Михаил Тарасенко, анонсируя возврат к страхованию от безработице. Между тем, проблема здесь в деталях, а они в наших реалиях — довольно зловещие. Согласно классической западной схеме, отчисления в фонды занятости делают и сами работники (как правило, в добровольном порядке), и работодатели за каждого из них. В случае, когда человека увольняют, он начинает получать пособие, причем в процентном отношении величина выплат составляет больше половины от заработка. В Греции — 50%, в Бельгии — 60%, в Нидерландах — 70%, в Швеции — 80%. А продолжительность выплат варьируется от 4 месяцев (в Нидерландах) до 5 лет (во Франции).

Может ли нечто подобное заработать у нас? Ответ: нет. Судите сами. Сегодня очень многие компании и предприятия в стране находятся на грани рентабельности, буквально дышат на ладан. Дополнительное налоговое бремя, пусть даже в размере 1,5% от начисленной оплаты труда, многих из них просто раздавит. Им придется либо закрываться, либо — пытаться уйти в тень, к незаконным схемам выплат заработной платы, либо сокращать персонал. И тогда армия безработных (сегодня только официально зарегистрированных — более 4 млн, 6,3% населения) получит мощное пополнение. То есть средство для борьбы с безработицей выбрано такое, что безработица грозит резко вырасти. А если добровольно-принудительным дополнительным налогом обложат еще и работников, с их нынешним уровнем средних зарплат в 30-40 тысяч рублей это будет совсем уж катастрофа.

Ссылки на опыт Запада априори неправомерны и бессмысленны. Там действует принцип замещения утраченного заработка, у нас — принцип выплаты пособий на содержание. Там размеры пособий находятся в прямой зависимости от размера зарплаты и трудового стажа, в России же они на глазах утрачивают связь даже с МРОТ. Самый низкий уровень — 1,5 тысячи рублей в месяц. И это одна из главных причин, почему люди стараются обходить службы занятости стороной.

Если Фонд занятости населения будет в каком-то виде возрожден, велика вероятность, что он повторит судьбу своего предшественника, упраздненного в 2001-м. То есть очень скоро станет дефицитным, и его придется пополнять за счет трансфертов из федерального бюджета. А бюджет у нас пока что дефицитный. Наконец, есть риск, что предлагаемая система страхования от безработицы послужит для населения демотивирующим фактором и создаст некую новую реальность, копирующую худшие западные образцы. То есть в конечном итоге в России появится каста потомственных безработных (как в Германии, Испании, США), для которых такая форма существования станет единственно возможной. Впрочем, это совсем уж из области фантастики.

Источник

Оставить комментарий