Главная » Инвестиции » РЖД спрогнозировали рост транзита контейнеров в четыре раза

РЖД спрогнозировали рост транзита контейнеров в четыре раза

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

РЖД рассчитывают нарастить транзитные перевозки до 4 млн контейнеров 20-футового эквивалента (twenty-foot equivalent unit, TEU) максимум к 2027 году. Об этом заявил заместитель гендиректора компании Алексей Шило на брифинге, передает корреспондент РБК.

«Это амбициозная задача, мы хотим за эту цифру [4 млн TEU] побороться. Нам бы хотелось ее достичь в 2025 году», — сказал Шило. Сейчас РЖД готовят программу мероприятий по достижению этой цели.

В 2021 году транзит контейнеров через Россию вырос на 43%, до 1,1 млн TEU. При этом в общей сложности было перевезено 6,5 млн TEU (большая часть — внутренние перевозки). За последние пять лет объемы перевозок контейнеров удвоились, сообщала пресс-служба монополии.

Более 62% транзитных контейнеров перевезла компания ОТЛК ЕРА, принадлежащая на паритетных условиях РЖД, Белорусской и Казахстанской железным дорогам. Всего на сервисах компании перевезено 692,5 тыс. TEU
В направлении Европы перевезено 439,5 тыс. TEU (63%). В направлении Китая проследовало 253,0 тыс. TEU (37%). Транзит контейнеров достиг абсолютного рекорда за всю историю российских и советских железных дорог, что связано в немалой степени с высокими ставками на альтернативных маршрутах между Азией и Европой и антикоронавирусными ограничениями в портах Европы и Китая, передал РБК через пресс-службу директор по стратегии и развитию транспортной группы FESCO Максим Шишков. Грузоотправители постепенно переориентируются на сухопутные маршруты, поскольку они дешевле, быстрее и безопаснее, соглашается гендиректор «РЖД Логистики» Дмитрий Мурев. «В сухопутном транзите заинтересованы и Япония, и Южная Корея. Все это создает огромный потенциал для дальнейшего роста транзита», — считает он.

По мнению Шишкова, транзитные перевозки в ближайшие годы продолжат расти двузначными темпами. Рынок ждет появление новых игроков, добавляет управляющий партнер «Инфра Проекты» Алексей Безбородов.

Почему РЖД стали серьезнее относиться к транзиту контейнеров

У компании нет «сверхзадачи» повысить долю транзита контейнеров в общей выручке, замечает Шило. Но значительный рост перевозок заставил РЖД «чуть серьезнее» подойти к формированию дальнейших действий. В 2022 году транзит грузов в контейнерах принесет компании около 2% доходов от грузовых перевозок, сказал представитель РЖД, но не раскрыл конкретные суммы.

«Есть необходимость в хеджировании наших рисков по кредитным средствам, которые мы привлекаем в иностранной валюте. Расчет за транзит идет в швейцарских франках. Увеличение транзита контейнеров позволит нам чувствовать себя лучше с финансовой точки зрения», — отметил Шило.

Транзит одного контейнера по территории России в среднем дает порядка $10 тыс. эффекта для российской экономики и бюджета, говорил в интервью РБК основной совладелец группы «Дело» (контролирует крупнейшего контейнерного оператора «Трансконтейнер») Сергей Шишкарев. Но, по его словам, на Россию приходится только около 6% объема контейнерных перевозок между Европой и Юго-Восточной Азией и в обратном направлении. «Представьте, сколько можно было бы дополнительно получить в том числе налоговых поступлений, если бы инфраструктура была готова», — добавлял он. По оценке директора логистического оператора «РТСБ-Рус» Александра Баскакова, транзит одного TEU дает около $100–150 налогов.

Что может помешать достижению цели

Участники рынка называют несколько препятствий для увеличения транзита контейнеров вчетверо:

  • Росту транзита контейнеров до 4 млн TEU могут помешать низкая пропускная способность погранпереходов, медленная работа таможенных сервисов и чрезмерная загрузка портовой инфраструктуры, отмечает Мурев.
  • Серьезный дефицит провозных способностей РЖД и перегрузочных мощностей уже стал сдерживающим фактором роста объемов транзита контейнеров в России и соседних странах, подчеркивает директор по продажам и клиентскому сервису «Трансконтейнера» Никита Пушкарев.
  • Достаточно острой остается проблема нехватки платформ для контейнеров, есть потребность в квалифицированном рабочем персонале, говорит Мурев.
  • Развитию рынка мешают и эпидемиологические ограничения, замечает глава контейнерного оператора «РЖД Бизнес Актив» Вячеслав Сараев.
  • 4 млн TEU транзитных контейнеров — это «практически нереализуемый план», заключает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Его реализация потребует в том числе частичного высвобождения Транссиба под контейнерное движение. «С учетом сохраняющегося отставания по реконструкции Восточного полигона это может поставить под вопрос планы увеличения экспорта угля и создаст риски для экспортеров», — предупреждает эксперт.

Работа под рекордной нагрузкой более чем в 1 млн транзитных контейнеров в 2021 году «выявила много узких мест», признает Шило. Для их «расшивки» потребуется много дополнительных инвестиций, в первую очередь в создание терминалов в Казахстане и Китае. Придется также развивать пункты пропуска в России, Казахстане и Китае, а также искать новые точки выхода маршрутов в Европу, сказал он.

Оставить комментарий

x

Check Also

Google объяснила намерение обанкротить российскую «дочку»

Фото: Sean Gallup / Getty Images Из-за ареста своего банковского счета российское подразделение Google не может обеспечить работу офиса, сообщил РБК представитель Google, комментируя решение компании начать процедуру банкротства российской «дочки». «Некоторое время назад компания Google приостановила подавляющее большинство коммерческих ...